Массовая многопользовательская онлайн ролевая игра (MMORPG) – это компьютерная сетевая ролевая онлайн игра, где большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. В любой ролевой игре, игроки берут на себя роль персонажа (как правило, воображаемого) и управляют любыми его действиями. Массовые многопользовательские онлайн ролевые игры (MMORPG ) отличаются от ролевых игр тем, что в таких играх создается перманентный виртуальный мир, который вводится издателем видеоигр, и который продолжает существовать и развиваться даже, когда игрок выходит из игры. Таким образом, создается виртуальный мир игры, который становится более динамичным, разнообразным и реалистичным, чем виртуальный мир других игр. Массовая многопользовательская онлайн игра становится чрезвычайно популярной, и вместе с другими коммерческими играми она способна привлечь миллионы пользователей. В настоящий момент в Северной Корее регистрируется большое количество пользователей таких популярных игр.
Хотя в последнее время массовые многопользовательские сетевые ролевые игры ( MMORPG ) существенно изменились, во многих из них используются общие характерные элементы.
* Традиционный стиль игры и персонажи Dungeons & Dragons (подземелья и драконы), включая quests (задания), monsters (монстры) и loot (добыча).
* Система развития персонажа с использованием уровней и приобретением очков (сокращенное обозначение Exp или XP)
* Сбережения и денежные средства, приобретаемые за счет торговли (например, оружие и броня).
* Организации и кланы, которые формируются из числа игроков.
* Координаторы игры (или Гейм-мастеры), лица, которым производится оплата за виртуальный контроль.
Как правило, большинство игр MMORPG являются коммерческими, например, EverQuest и World of Warcraft . Игроки могут, как бесплатно приобретать демо-версии программ, так и вносить ежемесячную оплату за игру. Часто практикуется оба метода одновременно. Также предлагаются бесплатные игры, хотя, по сравнению с играми ММСИИ, их качество значительно ниже. По своей природе сетевые игры «для массового пользования» предполагают ежемесячные взносы с целью реализации разработок. Поэтому, термин «Массовые Многопользовательские Сетевые Ролевые Игры» четко характеризует определенный игровой жанр.
Массовые многопользовательские сетевые ролевые игры стали привлекать внимание научных институтов, особенно экономистов и психологов. Edward Castronova (Эдвард Кастронова) специализируется в изучении особенностей виртуального мира (многопользовательские игры-приключения, массовые многопользовательские сетевые игры и другие). Большинство из его трудов, включая «Виртуальные миры: непосредственный вклад рынка и общества в кибернетические области» (2001), рассматривает взаимоотношения между реальной мировой экономикой и синтетической экономией (synthetic economies).
С ростом популярности жанра все большее число психологов и социологов начинает изучать действия и взаимодействия игроков в таких играх. Одним из самых известных ученых является Sherry Turkle (Шерри Теркл). Другой исследователь, Nick Yee (Ник Йи) за последние несколько лет провел наблюдение за более чем 35 000 игроков MMORPG , и рассмотрел психологические и социологические аспекты этих игр. Его работа была названа The Daedalus Project («Проект Дедалуса»).
Игра Daimonin является одной из тех разработок, которые были использованы для создания бесплатных версий игр MMORPG .
Многие программисты и художники предпринимали попытки создать свои собственные массовые многопользовательские сетевые ролевые игры. В среднем для развития отдельного проекта MMORPG требуется от трех до четырех лет, включая значительные инвестиции для его создания. Самостоятельные разработки или разработки, которые ведутся независимыми специалистами, нуждаются в дополнительном времени, в рабочих ресурсах и в финансовом вложении. Кроме того, долгосрочное отсутствие финансирования серверов для раскрутки MMORPG может привести к отказу от проекта.
Иногда такие игры являются бесплатными, но тем, кто производит оплату, даются привилегии.
Лучшими независимыми проектами являются игры AWplanet («Планета AW»), Daimonin («Даймонин»), Endless Online («Бесконечность в онлайне»), Star Wars Combine («Синдикат Звездных Войн») и Planeshift («Сдвиг плоскости»). Игры, как «Даймонин», так и «Сдвиг Плоскости» являются полностью открытыми и бесплатными для пользования. Разработчики игры «Бесконечность в онлайне» также выпустили справочник о разработке с подробным описанием кодирования.
Проект игры WorldForge («Кузница судьбы») был запущен с 1998 года, который сформировал сообщество независимых разработчиков, работающих над созданием системы игр MMORPG открытого пользования.
Последние успехи жанра MMORPG были достигнуты за счет использования некоторыми многопользовательскими играми моникера MMORPG. Такой большой субжанр с текстовым интерфейсом, который был создан на основе прежних игр BBS (электронная доска объявлений), развивает идею MMORPG. MMORPG с браузерным интерфейсом являются более простыми играми, чем их автономные аналоги. Здесь, как правило, используются упрощенные стратегии (например, «построить большую армию, а затем атаковать другого игрока и получить золото»), хотя имеется множество интересных вариаций на популярную тематику. Многие из таких игр, как стратегия или военная игра не относились к ролевым играм. В игре Planetarion («Планетарион») игроки управляют действиями планет и космических кораблей; в игре Kings of Chaos («Короли Хаоса») игрок управляет не одним персонажем, а армией. В игре Pardus («Пардус»), игрок управляет персонажем, который владеет космическим кораблем, и преодолевает уровни за счет торговли и проведения боевых действий, также как и в игре Elite («Элита»). В игре BattleMaster («Хозяин Сражений») функция повторной установки отсутствует, поэтому, виртуальное государство может существовать более 5 лет, в то время как создаются и разрушаются другие государства, что дает игре возможность иметь собственную историю.
Игра Legend of the Green Dragon («Легенда Зеленого Дракона») является отличным примером массовой многопользовательской сетевой ролевой игры с текстовым интерфейсом, которая доступна с Web-браузером.
Одной из ранних игр MMORPG, которая имеет связь с браузером, является Archmage («Архмаг»), которая была выпущена в начале 1999 года. В настоящее время, популярная игра с браузерным интерфейсом Kings of Chaos («Король Хаоса») имеет сотни тысяч пользователей. Популярность этой игры строится на системе взаимной связи, где игроки могут передавать друг другу резервы солдат, просто щелкнув мышью. Примерами такой игры могут служить Legend of the Green Dragon («Легенда о зеленом драконе») и World of Phaos («Мир Фаоса»), чьи коды открыты для свободного пользования, что позволяет каждому создавать свой игровой server (сервер). Другой игрой MMORPG с браузерным интерфейсом является Kingdom of Loathing («Королевство Ненависти»), которая выполнена в сатирическом жанре. Многие из более популярных игр стали довольно доходными.
Не все игры MMORPG с браузерным интерфейсом управляются командами. В последнее время применение компьютеров с большой скоростью операций, а также использование программирующего языка Java позволило ввести для пользования игры MMORPG с графическим браузерным интерфейсом (например, игра RuneScape («Форма руны»), которая была произведена компанией Jagex, и которая очень похожа на игры MMORPG для автономного пользования).
Для того чтобы преодолеть некоторые барьеры, которые связаны с производством, большинство игр MMORPG нуждается в переработке. Сетевые игры должны оснащаться виртуальными мирами (virtual worlds), дополнительным аппаратным обеспечением (например, серверы и пропускная способность) и знающим персоналом. Несмотря на усилия разработчиков, которые осведомлены об этих проблемах, критики часто ссылаются на неоптимальность заполнения (например, перенасыщение или неполное заполнение виртуального мира), инерционность и плохую поддержку игр этого жанра. Такие проблемы в первую очередь касаются бесплатных игр MMORPG . Теоретически одноранговые массовые многопользовательские сетевые ролевые игры имеют преимущество, так как равноправные пользователи сети делят ресурсы, но такие практические недостатки, как ассиметричная пропускная способность сети и средства визуализации, которыми недостаточно укомплектованы центральные процессоры, ставят одноранговые массовые игры в трудное положение. Кроме этого, такие игры уязвимы перед такими проблемами, как мошенничество (cheating).
После того, как некоторые игры MMORPG были выпущены на рынок, в первые дни (или недели) возникли технические трудности. Такие игры, как Ultima Online и EverQuest, благодаря своему успеху, смогли преодолеть этот этап, хотя и с небольшими трудностями. Некоторые игры могли серьезно пострадать и окончательно исчезнуть, если бы они были выпущены раньше и подвергались таким испытаниям, как простои серверов или структурные изменения, которые могли бы повлиять отрицательно на решение игрока продолжать игру. Из-за подобных проблем такие игры, как Anarchy Online («Анархия Онлайн») и World War II Online («Вторая Мировая Война Онлайн») с трудом удерживались на рынке в первый месяц свого существования. Игры Dark Age of Camelot («Темная Эра Камелота») и City of Heroes («Город Героев») отреагировали менее болезненно.
Для любого разработчика игр мошенничество является основной проблемой, так как оно может выражаться в разных формах. Exploiting (эксплойт) является одной из форм мошенничества, которая выражается в использовании недостатков механики игры для приобретения нечестной выгоды. В зависимости от природы такой формы разработчики игр могут зафиксировать факт эксплуатации через программу-исправление и обновление в пределах нескольких часов или даже минут, хотя некоторые ошибки, перед тем как они будут обнаружены, могут проявляться недели или месяцы. В зависимости от серьезности факта эксплуатации, для того чтобы противостоять этой проблеме, может потребоваться повторный прогон программы.
Другой формой мошенничества является, так называемое «Мерцание». Мерцание имеет место, когда игроки MMORPG обходят принципы разработанной игры для того, чтобы предоставить своему персонажу необходимые элементы, опыт и другие концепции, которые нарушают целостность игры. В итоге большое количество игроков не может получить от игры то, что в нее вложили разработчики. Хотя большинство компаний, которые производят игры, не пытаются привлечь общественное внимание к этой проблеме, дизайн игры говорит сам за себя.
Внешние программы или программы третьей стороны являются другим типом мошенничества. Они могут использоваться для автоматизации законных действий, которые собирается реализовать сам пользователь, и часто с большой выгодой. Для таких игр используется термин Botting (сетевой агент-робот), т.е. программа, которая может автоматизировать развитие игры без участия игрока. Такие действия можно выполнить через простую макропрограмму, или через скрипт, которые регистрируют нажатые клавиши на клавиатуре и движение мыши. Farmers (откупщики), которые не могут эксплуатировать ошибки системы, используют вышеуказанные способы и собирают немалую сумму денег за считанные часы.
Третья сторона, которая способна владеть некоторым опытом социальной инженерии (social engineering), создает программы с кодом, которые позволяют захватить (capture) данные о реквизитах счета и направить их к автору программы. Такие программы дают возможность украсть виртуальные деньги со счета или выдать себя за владельца, чтобы можно было реализовать противоправные действия и другие аферы. Такие trojans (Троянские кони) часто маскируются, как бесплатные утилиты, которые помогают игре решить определенные задачи. Также используются более искусные методы приобретения наживы, и они настолько сложны, что их очень трудно обнаружить. В зависимости от способа, по которому ведется игра, можно изменить определенные ее компоненты, как непосредственно на диске, так и в сети, где происходит обмен данными между клиентом и сервером. Тем не менее, сервер не контролирует достоверность данных клиента или, в идеальном случае, отслеживает важные расчеты. Они необходимы для изменения таких значений, как характеристики жизни персонажа или его вооружения, а также увеличения скорости перемещения или изменения довольно значительных аспектов игры в пользу мошенника. Также имеются программы, которые были созданы для защиты от внешних программ, и которые могут вклиниться во время игры. К числу таких программ относится GameGuard («Защита игры»). В каждый раз, когда загружается игра, проверяется целостность файлов клиента, хотя конечно, некоторые игроки нашил способы обходить или деактивировать защитные программы.
Продажа элементов игры за реальные деньги также является огромной проблемой для большинства игр MMORPG . Такая ситуация расшатывает экономическое равновесие. Такая форма мошенничества не только нарушает финансовое равновесие игры, но также дает шанс неактивным игрокам получить превосходство.
MMORPG с графическим интерфейсом на базе одного пользователя могут обрабатываться частными серверами или серверами-эмуляторами. Частные серверы, главным образом работают на добровольных началах, поэтому, многие из них работают бесплатно. Однако некоторые частные серверы нуждаются в денежных пожертвованиях, иногда, в обмен на бонусы в игре. Частные серверы становятся менее популярными, чем официальные серверы; число клиентов насчитывает лишь сотни, а не тысячи человек. Сервер EQ Emu является сервером-эмулятором для игры EverQuest; такие игры, как World of Warcraft, Lineage II, Ultima Online и многие другие массовые многопользовательские сетевые ролевые игры обрабатываются на других серверах.
В Китае, а также в других азиатских странах частные серверы используются чаще. Китайские пользователи MMORPG знают о существовании таких частных серверов, и согласно статистике они предпочитают пользоваться частными, а не официальными серверами. Причиной является относительно высокая оплата (30 долларов США в месяц) за пользование официальным сервером, который оснащен волоконно-оптическими кабелями, способными передавать 100 Мб/сек. Поэтому, количество серверов в Китае, которые находятся в работе, небольшое. Зарегистрирован отдельный случай, где частный сервер обслуживает более 50 000 пользователей. Некоторые серверы даже имеют 1000 клиентов в день (день открытия). Среди таких серверов выделяется сервер Mu Online, который является одним из самых популярных частных серверов в мире. Частные серверы приносят значительный урон коммерческим разработкам. В Китае многие пользователи понимают, что разработчики MMORPG намеренно усложняют уровни игры, чтобы получить как можно больше денег от пользователей. Большинство частных серверов ускорили возможность прохождения пользователя через уровни игры, чем они приобрели превосходство перед официальными серверами.
Благодаря развивающейся популярности MMORPG , многие полагают, что рынок еще не насыщен полностью, и количество пользователей, играющих в массовых сетевых ролевых играх, будет постоянно расти еще несколько лет. В результате, некоторые предприниматели ожидают от таких игр большую отдачу и, поэтому, ищут новые пути для получения дохода.
Неудивительно, но мы видим, как MMORPG разрабатываются в соответствие с тематикой, которая тесно связана с новыми хитами кино. Последним примером может служить игра The Matrix Online («Матрица Онлайн»), тема которой связана с трилогией фильма «Матрица», или игра Star Wars Galaxies («Звездные войны», «SWG »). Хотя ни одна из этих игр не принесла значительного финансового дохода, они заслуживают внимания, так как игры такого типа становятся первыми MMORPG , которые создаются специально для капитализации лицензий на известные фильмы.
Также возникают ситуации, когда MMORPG создаются с целью раскручивания определенного фильма.
Кроме этого, в настоящее время компании производят программные механизмы, предназначенные для массовых многопользовательских сетевых игр, которые в качестве универсального инструмента могут быть использованы пользователем (или его командой) для создания собственных массовых сетевых игр и получения дохода. Примерами таких программ могут служить Multiverse, Kaneva и Realm Crafter.
Имеются мнения, что новый поток независимых разработок сетевых игр, которые создаются с помощью таких программных механизмов, будет способствовать появлению "mods" (новых модификаций) MMORPG , как это случилось с жанром FPS (аркады).